Целевое финансирование организации

Содержание

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Как учесть средства целевого финансирования при расчете налога на прибыль ?

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование»  предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование»  в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование»  в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство»  или 26 «Общехозяйственные расходы»  (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо  счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование»  отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование»  показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
Использование средств      на приобретение       основных средств и нематериальных активов 86 08
Использование средств на приобретение           материальных ценностей 86 10
 Использование средств на заработную плату   персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования 86 70
Использование средств на оплату счетов      поставщиков 86 60
Возврат  не использованных по назначению средств 86 51, 76
Образование финансирования за счет

средств, полученных от других предприятий, государственных органов

51 86
Образование финансирования за счет   суммы начисленного

бюджетного финансирования

76 86

Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:

  • 86.1 – Получение средств из бюджета.
  • 86.2 – Получение средств из других источников.

Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.

Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

Целевое финансирования как объект налогового и бухгалтерского учета

Целевое финансирование упоминается в главном нормативно-правовом акте государства для целей налогообложения предприятий – в Налоговом кодексе РФ.

Так, к средствам, которые признаются в налоговом учете как средства целевого финансирования, являются следующие:

  1. Субсидии и ассигнования для бюджетных организаций.
  2. Безвозмездные и безвозвратные гранты, предоставляемые на такие блага как получение образования, научное развитие, культурные мероприятия, мероприятия по охране здоровья или окружающей среды.
  3. Инвестиционное финансирование, которое получает организация по завершению конкурсов.
  4. Финансирование научных или инновационных проектов.

В сфере регулирования доходов и расходов предприятия, контролирующие органы по порядку налогообложения обращают внимание на суммы полученных средств и на расходы предприятия, которые должны соответствовать целевому назначению полученного финансирования.

В части бухгалтерского учета, целевое финансирование регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Данным нормативно-правовым документом регламентированы следующие виды целевого финансирования:

«Целевое финансирование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость

  1. Субвенции, то есть денежные средства государственного бюджета, которые получает финансируемое предприятие безвозмездно и безвозвратно.
  2. Субсидии, то есть средства государственного бюджета, которые покрывают определенную долю расходов по целевому финансированию.
  3. Бюджетные кредиты, то есть ресурсы, получаемые предприятием, как в виде денежных средств, так и в виде прочих ресурсов (земельные участки, природные ресурсы и т.п.).

Стоит отметить, что бюджетные кредиты исключают получение налогового кредита.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

    • Субсидии и бюджетные ассигнования.
    • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.

Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

Как отражается в налоговом учете некоммерческой организации получение и использование средств целевого финансирования ?

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

  • ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
  • ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
  • ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
  • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
  • ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Внимание

На практике контролеры считают неправомерным использование не только бюджетных средств, но и средств субсидий автономными и бюджетными учреждениями, если нарушены требования хоть
какого-то нормативного правового акта.

Практика

К неправомерному использованию средств органы финансового контроля относят следующее:

  • расходование средств без подтверждения оправдательными документами;
  • осуществление авансовых платежей сверх установленного Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта, местной администрацией размера;
  • переплаты и неположенные выплаты заработной платы (денежного содержания, довольствия);
  • сверхнормативные расходы, кроме переплат и неположенных выплат заработной платы (денежного содержания, довольствия);
  • неправомерное расходование средств при ремонтно-строительных работах;
  • предоставление учреждением займов и кредитов;
  • уплату штрафов и иных санкций, наложенных на должностных лиц, за счет средств учреждения;
  • ремонт имущества, переданного в аренду (если в договоре указана обязанность арендатора производить за свой счет тот или иной вид ремонта);
  • использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет иных источников, в том числе внебюджетных (включая содержание за счет бюджетных средств имущества,
    переданного в аренду);
  • неоприходование в кассу и неотражение в бухгалтерском учете и отчетности денежных средств, поступающих от физических лиц за оказанные услуги;
  • сверхнормативное списание ГСМ, неправомерное списание ГСМ вследствие завышения показаний спидометра в путевых листах; превышение предельных норм расхода топлива для автомобильного транспорта;
  • списание продуктов питания сверх норм закладки и в нарушение рецептуры блюд и др.

Ответственность за нецелевое использование средств.

Если в ходе разбирательств между сторонами договора целевого финансирования будет доказано, что получатель денежных средств не планировал использовать их по назначению, а только получил и присвоил данные средства, либо не отчитался за них в установленные сроки, данное деяние может быть квалифицировано по статье «Нецелевое использование бюджетных средств»

Также такой проступок может квалифицироваться по статье «Мошенничество», что влечет уже уголовную ответственность.

В судебной практике часто встречаются ситуации, когда целевое финансирование признается недействительным.

Первая и основная причина — безвозмездность (то есть по сути Дарение). Получается, что нельзя просто взять и передать деньги. Судебная практика заняла четкую позицию, не допускающую заключение безвозмездных договоров между юридическими лицами.

Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств

Рекомендованный к применению бланк отчета об использовании целевых средств существует не в единственном варианте. Приказом № 66н утверждены две его формы:

  • полная, приведенная в приложении № 2.1;
  • упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.

Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.

Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Бланк упрощенной формы 6 можно скачать  в КонсультантПлюс. Для этого достаточно получить пробный демо-доступ к правовой системе. Это бесплатно.

Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
  • жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
  • кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
  • организаций госсектора;
  • политических партий;
  • объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
  • структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.

Об упрощенной отчетности для малых предприятий можно прочитать здесь.

Учёт доходов при получении поставщиком предоплаты от покупателя

При кассовом методе учёта поступившие деньги учитываются в доходах при их зачислении на расчётный счёт или в кассу. Когда покупатель перечисляет предоплату на предстоящие поставку, оказание услуг или выполнение работ, эту сумма нужно отразить в доходах на дату поступления денежных средств в кассу или на счёт налогоплательщика.

Пример.

Компания-поставщик получила 27.12.2021 предоплату в счёт предстоящей поставки продукции. Отгрузка состоялась 17.12.2022. Аванс включается в доходы, полученные 27.12.2021 – за налоговый период 2021-го.

Поэтому в 4 графу 1 раздела КУДиР нужно внести запись на сумму аванса 27.12.2021: основание – номер и дата первичного документа (платёжного поручения).

Аналитический мониторинг

Мониторинг информации, отображаемой на сч.86, осуществляется по целям, на которые данное субсидирование было получено, а также по источникам поступлений.

Учёт доходов, если поставщик вернул аванс

Доход принято рассматривать как экономическую выгоду, при этом по ч. 1 ст. 41 НК РФ, если поставщик возвращает аванс, у покупателя экономической выгоды не образуется. В таком случае покупателю нужно уменьшить в КУДиР доходы на дату возврата предоплаты по первичной документации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ): в 4 графе 1 раздела следует сделать запись со знаком «минус» на сумму аванса.

Пример.

27 декабря 2021-го компания-поставщик получила предоплату 250 000 руб. за поставку, запланированную на 17 января 2022-го.

10 января 2022-го стороны заключили дополнительное соглашение – объём поставки сокращён на 100 000 руб.

11 января 2022-го поставщик частично вернул предоплату в размере 100 000 руб.

Аванс уменьшит доходы 2022 года, но увеличит доходы 2021 года:

  • 27.12.2021 – доход 4 кв. 2021-го в сумме 250 000 руб.
  • 11.01.2022 – доход 1 квартала 2022-го уменьшился на 100 000 руб. (запись в 4 графе 1 раздела КУДиР со знаком «минус»)
  • 17.01.2022 – отгрузка продукции на сумму 150 000 руб

Покупатель не учитывает возврат денежных средств от поставщика в доходах, поскольку он получил свои деньги обратно и экономической выгоды не образовалось. Минфин в письме от 20.09.2007 № 03-11-04/2/228 отмечает: если поставка состоялась и часть аванса возвращена, дохода не возникает.

Аванс не учитывается в расходах у покупателя на дату перечисления предоплаты. Учесть в расходах подобные затраты можно, если поставщик исполнит свои обязательства в полном объёме. Минфин в письмах от 20.05.2019 № 03-11-11/36060 и от 12.11.2020 № 03-11-11/98678 сообщает, что аванс считается расходом, если становится оплатой продукции, услуги или работы.

Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?

Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?

В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.

Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.

Если вы применяете УСН, узнайте в КонсультантПлюс, какие формы бухотчетности помимо формы 6 вам нужно сдать в ИФНС. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ к системе бесплатно.

Неэффективное использование бюджетных средств

Теория

Казначейство России в своем классификаторе вводит также понятия «неэффективное использование бюджетных средств» и «неправомерное использование бюджетных средств», оговариваясь при этом, что
ответственность при такой квалификации использования бюджетных средств пока не наступает.

Отличие договора целевого финансирования от договора дарения.

Возможность заключения договора целевого финансирования является спорным моментом, так как содержит в себе признаки договора дарения. Согласно ст. 575 ГК РФ, запрещено дарение между юридическими лицами на сумму свыше 3 тысяч рублей.

Подходить к заключению подобных договоров нужно внимательно.

Целевым финансированием является передача средств на конкретный проект. Тогда как дарение просто предусматривает безвозмездную передачу средств. Дальнейшая их судьба полностью зависит от получателя.

Составление отчета о целевом применении средств

Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

Учёт субсидий на содействие самозанятости

П. 1 ст. 346.17 НК РФ, пп. 2.4 и 2.5 Порядка заполнения КУДиР при УСН устанавливают, что налогоплательщики на УСН с объектом «доходы» обязаны вести учёт субсидий как по доходам, так и расходам в специальных регистрах.

Порядок внесения субсидий в налоговую базу на законодательном уровне не урегулирован. Поэтому на практике возникает вопрос: субсидию следует заносить целиком или по мере её уменьшения на произведённые расходы.

В разные годы контролирующие органы отвечали по-разному.

Субсидия учитывалась по частям

Письмо ФНС РФ от 30.09.2011 № ЕД-3-3/3235@, письмо Минфина РФ от 19.03.2015 № 03-11-11/14751 и Постановление АС ПО от 08.11.2017 № Ф06-25870/2017 по делу № А72-16123/2016: в налоговую базу предлагалось включать субсидию, уменьшенную на расходы. Поэтому по завершении третьего года в налоговую базу попадала лишь её неизрасходованная часть. Если за это время субсидия так и не была освоена, она облагается налогом.

Пример.

Компания на УСН получила в октябре 2020-го субсидию 500 000 руб.

За её счёт в 2020-ом произвели целевые расходы на сумму 200 000 руб., в 2021-ом – на сумму 175 000 руб., в 2022-ом – на сумму 125 000 руб.

Включать субсидию в доходы при исчислении налога на УСН в 2022-ом не нужно. Соответственно, в КУДиР и налоговой декларации по УСН она не отражается.

Радости Учета

На основании пп.14 п.1 ст.251 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Перечень необлагаемых средств целевого финансирования приведен в пп.14 п.1 ст.251.

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Организации, получившие средства целевого финансирования, в составе годовой декларации по налогу на прибыль представляют «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».

Учет целевых доходов и расходов относится к наиболее спорным и сложным проблемам в учете некоммерческих организаций и по этому требует серьезной бухгалтерской подготовки.

В заключение отметим, что возможна ситуация, когда при неправильно оформленном договоре целевого финансирования сумма штрафа, налагаемого налоговой инспекцией на организацию-благополучателя будет больше, чем полученное благополучателем целевое финансирование.

Порядок заполнения отчета о целевом использовании

Порядок заполнения отчета о целевом использовании средств нигде отдельно не описан. Логика внесения данных в него вытекает из самого содержания отчета и примечаний, имеющихся под основной таблицей.

Основную таблицу предваряют данные об отчитывающемся лице (его наименование и коды, характеризующие основные сведения о нем: ОКПО, ИНН, ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС), а также информация о годе, за который составляется отчет, дате создания и применяемой единице измерения вносимых показателей.

Целью заполнения основной таблицы является отражение с учетом аналитики поступлений-выбытий процесса изменения остатка средств целевого финансирования, учтенных в организации (при применении плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, они показываются на счете 86). При этом предусмотрено сравнение данных текущего и предшествующего ему года.

В верхней и в нижней строках таблицы указываются сведения об остатках средств, соответственно, на начало и на конец года. Промежуточные строки делятся на две группы: со сведениями о поступлениях и о расходовании полученных средств. Для каждой из групп приводимые в приказе № 66н бланки предлагают определенную разбивку строк по аналитике, ориентированную на наиболее часто возникающие основания для поступлений и расходования. В полной форме по этим соображениям выделены:

  • в поступлениях — строки:
    • для вступительных, членских и целевых взносов;
    • добровольно вносимых средств;
    • доходов, явившихся результатом деятельности отчитывающегося лица;
    • прочих полученных средств;
  • в расходной части — строчки для данных об использовании средств:
    • на цели, ради которых юрлицом получено соответствующее финансирование, с выделением в них информации о расходах на благотворительность и социальную помощь, мероприятия информационного характера, иные процедуры;
    • содержание самой отчитывающейся организации с выделением в них сведений о затратах на оплату труда, иные выплаты, командировки, содержание и ремонт имеющегося имущества, иные траты;
    • покупку имущества;
    • иные расходы.

В упрощенной форме в поступлениях объединены данные о взносах и добровольно вносимых средствах, а в расходной части отсутствует детализация четырех основных групп строк. Кроме того, упрощенную форму отличает отсутствие итоговых цифр, относящихся к поступлениям и расходам.

Вместе с тем при необходимости составитель отчета может дополнить предлагаемый приказом № 66н бланк нужным числом строк (п. 3 приказа № 66н).

Заполнить новую форму 6 вам помогут разъяснения и пример от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, оформите пробный доступ бесплатно.

Неправомерное использование бюджетных средств

Теория

Неправомерным использованием бюджетных средств ФК считает любую оплату денежных обязательств с нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих
бюджетные правоотношения. Исключения — нецелевое использование бюджетных средств, а также оплата денежных обязательств с нарушениями в документах, являющихся правовым основанием принятия
бюджетных обязательств (контрактов (договоров, соглашений) и заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и государственных
(муниципальных) контрактов). Кроме того, для автономных и бюджетных учреждений ФК вводит еще одно понятие — «неправомерное использование средств субсидии», не расшифровывая его детально, но сообщая
об отсутствии ответственности за это нарушение.

В письме Минфина России от 25 апреля 2017 года № 02-09-08/24851 подтверждается, что понятие «неправомерное расходование бюджетных средств» Бюджетным кодексом не определено. Также
Минфин России указывает, что «при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической
практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм». На основании изложенного Минфин России относит к неправомерному расходованию
бюджетных средств действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства РФ и иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.

Нормативная база

Использование сч.86 для обобщения сведений о поступающем целевом финансировании коммерческих организаций регламентировано Планом счетов, утвержденным приказом Минфина от 31.10.2000 №94 и другой законодательно утвержденной документацией (например, ПБУ 13/2000, ст.251 НК РФ).

Ознакомиться с действующим планом счетов можно по ссылке (источник: Консультант плюс)

Важно

Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается
использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при
предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.

В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием
бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием
меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным
учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые
получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.

Практика

Однако, если бюджетные (автономные) учреждения не обеспечивают достижения установленных целевых показателей эффективности (результативности) при использовании субсидий, контролеры также называют такое
расходование средств неэффективным. При этом они ссылаются на пункт 6 статьи 69.2, пункт 1 статьи 78.1, пункт 2 статьи 78.2 БК РФ, порядки, регламентирующие предоставление соответствующих
субсидий, и заключенные с учреждениями соглашения. Тем самым фактически игнорируется позиция Минфина России, изложенная, в частности, в письме от 23 мая 2014 года № 02-03-11/24579.
Письмо, ссылаясь на статью 78.1 БК РФ, разъясняет, что после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления
на счет бюджетного учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения
статьи 306.4 БК РФ.

В целом на практике использование бюджетных средств считается неэффективным, когда:

  • товары (работы, услуги) приобретены по завышенным ценам или ненадлежащего качества;
  • средства израсходованы на покупку морально устаревшего оборудования, имущества, которое длительное время не используется (не вводится в эксплуатацию при строительстве), дорогостоящего
    имущества (при отсутствии необходимости в нем) или на закупку имущества при наличии запаса аналогичного;
  • оплачены услуги по разработке проектно-сметной документации, а сами работы (строительство, ремонт), с целью выполнения которых она была разработана, не запланированы и (или) не начаты
    (длительное время);
  • товары (услуги, работы) приобретены в меньшем объеме, чем указывали при обосновании бюджетных ассигнований, но с использованием всех выделенных средств;
  • средства израсходованы по договорам аренды имущества на сумму, превышающую его рыночную стоимость (то есть при приобретении оборудования мог быть использован меньший объем средств, чем при его
    аренде);
  • допущено расходование средств, которого можно было избежать.

Источники

  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/celevoye-finansirovaniye/
  • https://alt-nn.ru/information/celevoe-finansirovanie
  • https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/celevoe_finansirovanie/
  • https://rufincontrol.ru/online/article/385115/
  • https://reg-nko.ru/sub/Dogovor_celevogo_finansirovaniya
  • https://nalog-nalog.ru/buhgalterskaya_otchetnost/sostavlenie_buhgalterskoj_otchetnosti/otchet-o-celevom-ispolzovanii-sredstv-kak-zapolnyat/
  • https://KonturSverka.ru/stati/predoplata-celevoe-finansirovanie-subsidii-usn-doxody
  • https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/86-schet-tselevoe-finansirovanie/
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть