Удостоверение личности (Казахстан): серия, номер, замена при потере

Удостоверение личности Республики Казахстан — важнейший документ, удостоверяющий личность гражданина и позволяющий осуществлять ряд гражданско-правовых действий. При этом есть разница между удостоверением личности и паспортом гражданина Казахстана.
Содержание
- 1 Документы, подтверждающие личность в Казахстане
- 2 Основные требования к документам
- 3 Удостоверение личности в Казахстане
- 4 Паспорт и удостоверение: одно и то же?
- 5 Получение удостоверения в Республике Казахстан
- 6 Ответственность за несвоевременное обращение за удостоверением
- 7 Действия после утери удостоверения или паспорта
Документы, подтверждающие личность в Казахстане
В Республике Казахстан перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина, требования к документам, а также порядок их выдачи, восстановления и изъятия устанавливаются законом «О документах, удостоверяющих личность”.
Итак, документами, по которым проводятся гражданско-правовые операции и карты, удостоверяющие личность гражданина, могут быть:
- удостоверение личности моряка;
- свидетельство о рождении;
- дипломатические или служебные паспорта;
- справка лица без гражданства;
- удостоверение личности (Казахстан);
- заграничный пасспорт;
- иммиграционная виза);
- свидетельство о возвращении.
- подтверждение статуса беженца;
В некоторых случаях документом, удостоверяющим личность, может служить военный билет, водительские права, свидетельство о рождении в зачетной книжке. Удостоверение личности (Казахстан) выдается уполномоченными органами республики и остается в собственности государства.
По умолчанию документы составляются на казахском языке. По желанию владельца личная информация может быть продублирована на русском или английском языках. При этом на английском языке можно заполнить только паспорт или справку о безгражданстве.
Основные требования к документам
Любой документ, удостоверяющий личность, должен соответствовать ряду требований, определенных тем же законодательным актом, что и список карт. Паспорт, удостоверение личности (Казахстан) или другой документ, упомянутый выше, должен содержать следующую информацию:
- гражданство (за исключением свидетельства о рождении);
- дата выдачи документа;
- национальность (только по запросу держателя документа);
- наименование организационной единицы, выдавшей документ;
- место и дата рождения;
- фотография (кроме свидетельства о рождении);
- фамилия и имя, отчество (при его наличии) гражданина;
- подпись держателя документа (кроме свидетельства о рождении).
- серия и номер удостоверения личности (Казахстан);
- пол (кроме свидетельства о рождении);
Кроме того, некоторые документы также содержат ИИН. К таким документам относятся: паспорт гражданина Республики Казахстан, в том числе служебный и дипломатический паспорт, удостоверение личности (Казахстан), свидетельство о рождении, вид на жительство (для иностранных граждан) и справка о безгражданстве.
Удостоверение личности в Казахстане
Главный документ, удостоверяющий личность в Казахстане — это удостоверение личности. Документ оформляется в виде смарт-карты с электронным чипом, на котором дублируется личная информация. Удостоверение личности (Казахстан) выглядит так:
Выше указано название документа и государство, выдавшее удостоверение личности. Фотография владельца размещена на левой стороне пластиковой карты. Лицевая сторона содержит только основную личную информацию: имя и фамилию, отчество (при его наличии) и дату рождения. В старых документах ИИН также указывался на лицевой стороне, а подпись владельца документа — в нижнем углу.
На обратной стороне удостоверения личности указываются место рождения, национальность (если владелец документа не согласился указать национальность, остается пустая строка), номер и серия удостоверения личности (Казахстан), дата выдачи, наименование органа, выдавшего карту, срок действия документа. Также есть электронный чип и штрих-код.
По сравнению со старомодными документами, пластиковые карты, выпущенные с 1 декабря 2014 года, были переработаны, улучшена защита от подделки, а количество полей на лицевой стороне уменьшено (ИИН и подпись перенесены на оборотную сторону документа). Удостоверение личности (Казахстан) первого поколения существенно отличается от современных карт: отсутствует электронный чип (только штрих-код), меньшая часть машиночитаемого документа, есть графа «Место жительства”.
Паспорт и удостоверение: одно и то же?
Смарт-карту из износостойкого материала часто путают с паспортом. Таким образом, удостоверение личности (Казахстан) играет роль внутреннего паспорта (по аналогии с Российской Федерацией), при этом паспорт не является обязательным документом и выдается в основном для выезда за границу. Кстати, по внутренним документам граждане Казахстана могут выезжать в Россию, Азербайджан и Киргизию, для других поездок им понадобится паспорт.
Иные отличия свидетельства от паспорта гражданина Республики Казахстан заключаются в следующем:
- в паспорте гражданина РК указаны сведения о виде на жительство за рубежом (при наличии), наличии детей (при необходимости), в документ вклеиваются визы, делаются отметки о пересечении границы, отчество владелец не указан в паспорте;
- оформить паспорт можно в любом возрасте, выдача справки регулируется законом и является обязательной только с шестнадцати лет.
- документы внешне различаются: удостоверение личности (Казахстан) — пластиковая смарт-карта, а паспорт оформлен в виде стандартной «книжки”;
- паспорт выдается по запросу гражданина, при этом справка является обязательным документом для всех лиц, достигших 16-летнего возраста и постоянно проживающих на территории государства;
Получение удостоверения в Республике Казахстан
Справка выдается по достижении гражданином шестнадцати лет. Удостоверение личности в Казахстане они получают в уполномоченных лицах или через портал «Госуслуги», предоставляя пакет документов. В перечень документов, необходимых для получения документа, входят:
- квитанция об оплате госпошлины;
- свидетельство о рождении (если свидетельство получается впервые).
- две стандартные фотографии для документов;
Для граждан, которые не в первый раз получают удостоверение личности как гражданин Казахстана, требуется предъявление любого документа, удостоверяющего личность (предыдущее удостоверение личности, справка о принятии в гражданство Республики Казахстан, паспорт гражданина и др.) или вопрос в любой форме.
Ответственность за несвоевременное обращение за удостоверением
Удостоверение личности — обязательный документ, паспорт — необязательный. За несвоевременное обращение за удостоверением личности предусмотрена административная ответственность. Человеку придется заплатить штраф (как правило, в размере 5 МРП).
Действия после утери удостоверения или паспорта
Утеря удостоверения личности (Казахстан) требует немедленных действий. Гражданин должен предоставить в уполномоченные органы заявление о восстановлении в письменной форме (с указанием обстоятельств утраты), справку о краже удостоверения личности (при наличии), квитанцию об уплате госпошлины, паспорт (при наличии) или удостоверение личности (в случае утери паспорта). В случае утери документа за границей гражданин должен обратиться в МИД РК.