Антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции. Направление, развитие и государственные цели ФАС

Федеральная антимонопольная служба — один из органов исполнительной власти федерального уровня, находящийся в непосредственном ведении правительства России. В этой статье мы подробнее рассмотрим, чем занимается антимонопольная служба, ее цели и основные направления деятельности.

Общие сведения

Экономический рост

Не все граждане России понимают, чем занимается антимонопольная служба и за какие вопросы она отвечает. Информация, представленная в статье, прояснит эту проблему. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства № 189 и 30 июля 2004 г. 331, а также закон «О защите конкуренции» и другие документы.

Основная миссия ФАС — эффективная защита конкуренции и предпринимательства для развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует следующие цели:

  • Обеспечить равный доступ к рынку для малых и средних предприятий.
  • Устранение влияния государственных органов, ограничивающего конкуренцию, на функционирование рынков.
  • Достичь высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
  • Обеспечить равный доступ к продукции естественных монополий.
  • Создание позитивных условий для развития конкуренции.

Структура антимонопольной службы России

Руководитель Федеральной антимонопольной службы

С момента основания и по настоящее время назначенное управление возглавляет Игорь Юрьевич Артемьев. В состав антимонопольной службы входят начальник и одиннадцать его заместителей, в том числе статс-секретарь, заместители начальника, а также подразделения по основным направлениям деятельности — ведомства, возглавляемые начальниками. Отделения функционируют в составе дирекций.

Федеральная антимонопольная служба состоит из центрального аппарата и региональных управлений. Центральный офис находится в Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

В регионах Российской Федерации ФАС осуществляет антимонопольное регулирование через территориальные органы, которых в настоящее время насчитывается 82. Они обладают теми же полномочиями, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль над оборонным заказом осуществляют всего шесть территориальных управлений ФАС России.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Свободное предпринимательство

Основным видом деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, что делает Федеральная антимонопольная служба в соответствии с указанным законодательством:

  1. Он проводит рассмотрение дел о нарушении этого законодательства.
  2. Издавать обязывающие приказы организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и государственным органам о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
  3. Выдает уведомления о совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также уведомления о недопустимости таких действий.
  4. Привлечь к административной ответственности за нарушение закона.
  5. Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
  6. Осуществляет проверку деятельности компаний, торгующих на рынках определенными товарами.
  7. Он осуществляет другие полномочия в соответствии с указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Контроль за соблюдением законодательства

Развитию рынка и добросовестной конкуренции в нашей стране способствует также контроль за соблюдением нормативных актов о рекламе, как это делает Федеральная антимонопольная служба России.

Его функции в этой области подробно изложены в Федеральном законе № 38 «О рекламе». В основном они заключаются в предотвращении и пресечении ненадлежащей рекламы, а также рекламы, которая может ввести граждан в заблуждение или нанести вред их здоровью.

За нарушение законодательства о рекламе ФАС вправе привлечь субъектов рекламной деятельности к административной ответственности.

Контроль в сфере государственных закупок

Статья 99 Закона о контрактной системе гласит, что ФАС России является государственным органом, уполномоченным контролировать закупки.

Проведение контрольных мероприятий в отношении контрактных услуг, клиентов, закупочных комиссий и других участников закупочных процедур — вот чем занимается антимонопольная служба в этом секторе. Контроль за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд осуществляется путем внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утверждается соответствующими приказами ФАС России.

Контроль оборонного заказа

С 2015 года антимонопольным органам переданы полномочия по осуществлению государственного оборонного заказа. Мониторинг цен на продукцию военного назначения, ведение реестра единственных поставщиков боевого оружия и техники, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства в сфере оборонного заказа — далеко не все, чем занимается антимонопольная служба в этой сфере.

Помимо вышеперечисленных задач, ФАС готовит нормативные акты. Эти документы включают, среди прочего, проекты федеральных законов, проекты постановлений и распоряжений правительства России, а также приказы ФАС России, регулирующие более узкие вопросы в этой сфере.

Контроль над иностранными инвестициями

Сотрудничество и партнерство

В дополнение к вышесказанному, ФАС осуществляет деятельность по мониторингу операций, заключение которой может включать установление контроля со стороны других стран и международных организаций над российскими компаниями, имеющими стратегическое значение для обороны страны.

В рамках этого мониторинга Федеральная антимонопольная служба осуществляет предварительное согласование различных сделок иностранных инвесторов со стратегическими организациями, например сделок по приобретению определенной доли этой компании.

Тарифное регулирование

Регулирование тарифов

Летом 2015 года ФАС взяла на себя функции подавляемой ФСТ (Федеральной службы по тарифам), а именно установление тарифов и осуществление контроля за их применением в различных секторах экономики. Регулирование тарифов распространяется на электроэнергетику, газовую промышленность, железнодорожный транспорт и другие отрасли, перечень которых устанавливается соответствующим нормативным актом. Во-первых, это происходит в рамках функционирования естественных монополий.

В компетенцию ФАС входит также рассмотрение разногласий и предварительных споров между органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и потребителями в области тарифного регулирования со стороны государства. Кстати, большинство вопросов и жалоб, поступающих в антимонопольную службу, касается секторов водо- и теплоснабжения.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности описанного органа в отношении тарифного регулирования является обеспечение единообразия экономического пространства за счет уменьшения дифференциации цен в секторе. Кроме того, ФАС планирует повысить уровень прозрачности процесса ценообразования и ввести в него принцип состязательности.

Иные полномочия

Обзор документов

Отвечая на вопрос о том, чем занимается антимонопольная служба, нельзя не упомянуть, что этот отдел также уполномочен рассматривать вопросы и запросы граждан и организаций по вопросам, входящим в сферу компетенции самой организации.

Он имеет право проводить проверки соблюдения монопольных и других законов, подконтрольных ведомству, различными организациями, в том числе государственными органами различного уровня.

Кроме того, Антимонопольная служба составляет годовой отчет о состоянии конкуренции в стране, также осуществляет нормативную деятельность в установленных сферах службы, готовит разъяснения по применению законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество в области применения антимонопольного законодательства.

Как видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным органом по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть