Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области

 

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области
Россия
443096, г. Самара
ул. Больничная, 35
Тел.: (846) 263-89-83
Факс: (846) 266-96-33


  

Об уровне бедности населения Самарской области за 2006 год


По материалам большинства отечественных и зарубежных исследователей бедность – это характеристика уровня жизни, структуры и качества потребления, возможности реализовать основные потребности в еде, одежде, жилье и другие физиологические и социальные потребности. Она отражает не только индивидуальные особенности потребления, но также наличие и доступность различных общественных благ, например услуг здравоохранения. Строго однозначного и общепринятого определения бедности не существует. Это понятие постоянно конкретизируется и модефицируется. Наиболее известная классификация подходов к определению бедности выделяет три коцепции:

- абсолютную;
- относительную;
- субъективную.
Абсолютная (нормативная) концепция бедности основана на сопоставлении денежных доходов или расходов с прожиточным минимумом. Поскольку дать оценку качественным параметрам потребления трудно, в этой концепции оценивается не потребление, а доход, как мера располагаемых потребительских ресурсов. Важнейшее значение при этом имеет методика оценки прожиточного минимума, который включает расходы на питание, непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи и разрабатывается в целом по населению и по основным социально - демографическим группам: трудоспособное население, пенсионеры, дети ( до 15 лет).
Абсолютная концепция бедности является официальной методологией в Российской Федерации и служит основанием для государственной социальной политики. Закон «О государственной социальной помощи» говорит, что социальная помощь должна оказываться для поддержания уровня жизни малоимущих семей, и также малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации разрабатывают проекты потребительских корзин, Минтруд России проводит их экспертизу. После экспертизы регионы получают возможность утвердить свои проекты и установить величину прожиточного минимума.
Относительная концепция бедности основана на сопоставлении денежных доходов домохозяйств не с прожиточным минимумом (абсолютным показателем), а со средним уровнем дохода домохозяйств. Речь в данном случае идет уже не столько о недостатке средств для приобретения предметов первой необходимости, сколько о том, что средств у данной семьи меньше, чем у соседа.
Субъективная концепция бедности измеряет бедность на основе представлений населения о том, какие денежные ресурсы необходимы семье, чтобы не быть бедной.
Существуют и другие подходы к оценке уровня бедности, например – определение индекса человеческого развития, или комбинированная оценка бедности. Но в данной записке мы рассмотрим три основных определения концепции бедности.
В 2006 году наблюдался рост основных показателей, характеризующих уровень жизни населения Самарской области: денежных доходов и расходов, назначенных месячных пенсий, покупательной способности населения, потребления основных продуктов питания. Однако, одной из острых социальных проблем является высокая степень расслоения населения по уровню доходов.
Дифференциацию по уровню доходов, располагаемых ресурсов, потреблению, располагаемому имуществу можно проследить по отдельным типам домохозяйств, которые по признаку денежного дохода представляют децильные группы.
В Самарской области в 2006 году на долю 10 процентов наименее обеспеченного населения приходилось 1,3 процента общего объёма денежных средств, на долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения – 35,5 процента.
Средний размер дохода наиболее обеспеченного населения Самарской области в 16,5 раза превышал доход малоимущих (39450 рублей против 2390 рублей), тогда как в 2005 году аналогичный разрыв в доходах был равен 14,3 раза (29890 против 2093 руб.).
Реальный размер денежных доходов за 2006 год к соответствующему периоду предыдущего года составил 110,3 процента.
Уровень среднедушевых денежных доходов превысил величину прожиточного минимума в 3 раза.
Перераспределение общего объема денежных доходов в 2006 году, по сравнению с 2005 годом сложилось в пользу высокодоходных групп населения, что сразу же отразилось на росте дифференциации и концентрации доходов.
Коэффициет Джини, который показывает степень неравномерности распределения по уровню доходов вырос с 0,438 в 2005 году до 0,479 в 2006 году.
Коэффициент фондов составил 25,8 раз (в 2005 году он составлял – 18,8 раз).
Дефицит дохода, оцениваемый в сумме дополнительных средств, необходимых для доведения денежных доходов малоимущих групп населения до уровня прожиточного минимума, составил 993,2 млн. рублей, что составляет 2,8 процента к общему объему денежных доходов (в 2005 году соответственно – 557,4 млн. рублей или 1,9 процента).
Величина прожиточного минимума в 2006 году составила 3734 рубля и увеличилась по сравнению с 2005 годом на 672 рубля, или на 21,9 процента, в том числе: для трудоспособного населения увеличение произошло – на 20,8 процентов, для пенсионеров – на 30,5 процента, для детей – на 20 процентов.
Стоимость потребительской корзины увеличилась на 21,2 процента. Основная доля прироста пришлась на оплату услуг 33,9 процента и на расходы по обязательным платежам и сборам 33,2 процента стоимости потребительской корзины.
За 2006 год в Самарской области численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже среднедушевого дохода в целом по региону (относительная бедность), составляла 67,5 процентов.
В отличие от показателя абсолютной бедности относительная бедность по сути не устранима как социальное явление. Если, теоретически, абсолютная бедность может быть преодолена при проведении соответствующей государственной политики, то относительная бедность будет существовать всегда, так как объектом измерения фактически является не бедность как таковая, а доля населения с доходом ниже уровня, привязанного к среднему доходу. Одним из факторов бедности традиционно является безработица. К концу 2006 года на учете в органах государственной службы занятости состояло 25 тысяч человек не занятых трудовой деятельностью, из них 24 тысячи человек - со статусом безработного.
В последнее время увеличился удельный вес граждан, обратившихся в службу занятости, ранее не работавших (ищущих работу впервые). В основном, это выпускники общеобразовательных учреждений.
В структуре зарегистрированной безработицы безработных женщин в два раза больше, чем мужчин. Высокая доля женщин в числе зарегистрированных безработных, в определенной степени связана с сохранением женщиной статуса безработного как источника дохода в виде ежемесячного пособия, и с зачетом периода безработицы в трудовой стаж.
В соответствии с законодательством минимальный размер пособия по безработице определен с января 2002 года в размере 20-30 процентов от прожиточного минимума, а максимальный - в размере прожиточного минимума установленного в субъекте РФ.
Среди предлагаемых государственной службой занятости вакансий, преобладают малооплачиваемые рабочие места, с уровнем оплаты труда, не превышающих величину прожиточного минимума.
В сельской местности проживает более половины (56 процентов) безработных граждан и их численность постоянно увеличивается. Рост безработицы на селе объясняется сложившийся в настоящее время кризисной обстановкой в сельской местности, спадом производства, убыточностью сельскохозяйственных предприятий и т.п., в результате этого создаются трудности у сельчан в трудоустройстве, ограничении в выборе ими рабочих мест. Вместе с тем, пособия по безработице является источником дохода безработного на селе.
Демографическая ситуация в области также наносит свой отпечаток на уровень бедности в Самарской области. Сокращение численности населения вызвано в основном естественной убылью населения, в частности превышением числа умерших над числом родившихся в 1,7 раза. Естественная убыль, как устойчивый и долговременный фактор сокращения населения, наблюдалась на всей территории области. Сложившийся уровень рождаемости более чем на треть ниже уровня, необходимого для простого численного замещения поколений родителей их детьми, то есть суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рождённых женщиной в течение жизни) составил 1,2 – 1,3 рождения против 2,14-2,15 необходимых для простого воспроизводства. На ситуацию с рождаемостью неблагоприятно влияют брачно-семейные отношения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число зарегистрированных разводов увеличилось на 10,3 процента. В результате разводов дети остаются без одного из родителей.
Для Самарской области остается характерной диспропорция половой структуры – превышение числа женщин над мужчинами. Оно составило 251,4 тысячи человек.
Одним из источников информации для оценки уровня жизни различных групп и слоёв населения являются материалы выборочного обследования домашних хозяйств.
В Самарской области выборочным обследованием охвачены 865 семей, из них 79,8 процента- городские домохозяйства и 20,2 процента – сельские.
По данным обследования домашних хозяйств в 2006 году уровень среднедушевых денежных доходов (8233 рубля) превышал величину прожиточного минимума (3734 рубля) в 2,2 раза. Однако, у 32 процентов обследуемых домохозяйств среднедушевые денежные доходы были ниже величины прожиточного минимума, при этом 7,5 процента обследуемого населения пребывало в крайней бедности, их доходы были в 2 и более раза ниже прожиточного минимума.
Среди различных категорий домашних хозяйств наиболее уязвимыми считаются семьи с несовершеннолетними детьми, особенно многодетные семьи.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств среднедушевые доходы в семьях с одним ребёнком составили 11605 рублей в среднем на члена семьи в месяц и в 3 раза превышал величину прожиточного минимума. В семьях с 3-мя детьми - 1694 рубля – это лишь 45 процентов от величины прожиточного минимума.
К социально – экономическим факторам, усиливающим бедность, относится – число не работающих лиц в семье, то есть зависит от числа иждивенцев, приходящихся на одного работающего. По материалам выборочного обследования домашних хозяйств иждивенческая нагрузка в 2006 году составила 67 процентов, в том числе в малообеспеченных семьях - 109 процентов (в 2005 году соответственно 78 и 115 процентов).
Наличие в семье пенсионеров, или выход на пенсию одного из членов домашнего хозяйства также означает резкое падение доходов, поскольку размер пенсии существенно ниже заработной платы.
По данным отделения Пенсионного фонда РФ по Самарской области, средний размер назначенных пенсий на 31.12.2006 года составил 2780 рублей и увеличился по сравнению с соответствующей датой 2005 года на 12 процентов. Реальный размер назначенных месячных пенсий увеличился на 3 процента.

Основной фактор дифференциации размеров пенсии – ее вид (основание).
Дифференциация пенсий естественным образом приводит и к различиям в рисках бедности. Наибольшие риски будут, скорее всего, наблюдаться у семей, в состав которых входят получатели социальных пенсий и пенсий по потере кормильца.
Денежные доходы пенсионеров дифференцированы сильнее, чем размеры пенсий. Основной вклад в неравенство индивидуальных доходов пенсионеров вносит занятость. Занятость пенсионеров ведет к существенному улучшению материального положения их семей независимо от типа поселения. Семьи с работающими пенсионерами, особенно если они получают пенсию за выслугу лет, или трудовую пенсию по старости, имеют более высокие доходы по сравнению с другими семьями с пенсионерами.
Представлений о динамике реального размера пенсии или сравнений среднего размера пенсии с прожиточным минимумом недостаточно для того чтобы судить о влиянии размера пенсий на уровень бедности пенсионеров.
Для многих пенсионеров признаком бедности являются такие лишения, как невозможность обращения к платным врачам при отсутствии бесплатной помощи специалистов, отсутствие денег на приобретение жизненно важных лекарств, невозможность организовать без чрезмерных долгов ритуальные обряды. Эти лишения не входят в набор услуг, включаемых в величину прожиточного минимума пенсионера.
Соответственно присутствие пенсионеров в домохозяйстве или уход на пенсию одного из членов семьи оказывает отрицательное влияние на уровень благосостояния. В составе малообеспеченных домашних хозяйств доля лиц пенсионного возраста составляет 29 процентов.
Основным показателем материальной обеспеченности домашних хозяйств является общий доход всех членов домохозяйства (располагаемые ресурсы).
Дифференциация населения по располагаемым ресурсам менее существенна, чем по денежным доходам, так как натуральные поступления, являясь составной частью располагаемых ресурсов, приводят к уменьшению степени экономического расслоения: уровень бедности по располагаемым ресурсам был на 4,8 процентных пункта меньше уровня бедности по денежным доходам.
В 2006 году располагаемые ресурсы превышали денежные доходы малоимущих домохозяйств в среднем на 6 процентов.
Потребительские расходы малообеспеченных домохозяйств, используемые в структуре располагаемых ресурсов, составили в 2006 году 1610 рублей и возросли по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза. В общих потребительских расходах обследуемого населения доля потребительских расходов малообеспеченных семей составила 27 процентов.
Одна из составляющих в потребительских расходах – это расходы на покупку продуктов питания. В малообеспеченных семьях эти расходы в 2006 году сложились в сумме 806 рублей в месяц на члена семьи и возросли по сравнению с 2005 годом в 1,4 раза. Для малообеспеченного населения расходы на покупку продуктов питания составляют наибольшую статью во всех потребительских расходах – 50 процентов.
Уровень потребления в малоимущих домохозяйствах оставался более низким, чем по населению в целом. Потребление мяса и мясопродуктов, сахара и кондитерских изделий, овощей и бахчевых, рыбы и рыбопродуктов составило 40-50 процентов от уровня потребления населения в целом по области, потребление молока и молочных продуктов, яиц, растительного масла и других жиров, хлебных продуктов 70-90 процентов от потребления в целом по области. Потребление сахара, яиц, овощей и бахчевых малоимущими домохозяйствами в сельской местности превысило таковое в городской местности в 1,3 – 1,6 раза, а потребление картофеля было выше в 1,8 раза.
Энергетическая ценность питания в малоимущих домохозяйствах очень низкая. Суточный рацион составлял за 2006 год 1617 к/калорий для малоимущих семей проживающих в городской местности и 2203 к/калорий для сельской местности. Структура питания малоимущих семей состоит в основном из картофеля, овощей и бахчевых, и хлебобулочных изделий.
Расходы на покупку непродовольственных товаров в семьях малоимущих домохозяйств составили 18,4 процента в структуре потребительских расходов, на оплату услуг – 28,7 процента, тогда как для населения в целом это соотношение иное: на покупку непродовольственных товаров было израсходовано – 41,5 процентов потребительских расходов населения, на оплату услуг - 24,8 процентов.
Дифференциация в доходах особенно сильно проявляется через потребление платных услуг: представляющие их организации все больше ориентируются на группы населения с высокими доходами и становятся недоступны для подавляющего числа граждан. Население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, практически не пользуются сферой платных услуг. Это не относится к тем видам услуг от потребления которых они не могут отказаться: жилищно-коммунальные, ритуальные и т.д.
Материалы выборочного обследования показывают, что в 2006 году у малообеспеченных домохозяйств не было расходов на санаторно-оздоровительные услуги, на стоматологические услуги, услуги по ремонту жилья, экскурсионные услуги. Расходы на услуги образования в малообеспеченных семьях были в 8 раз ниже, чем в расходах всего населения; расходы на услуги учреждений культуры и на бытовые услуги – в 13 раз.
Материалы обследования домашних хозяйств, представляют информацию о субъективной оценке бедности населения. Это собственное представление респондентов о самодостаточности.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств на вопрос о количестве необходимых денежных средств для того, чтобы жить очень хорошо, жить хорошо, жить удовлетворительно разброс мнений очень велик: некоторые респонденты считают, что « жить очень хорошо» можно и на 5 – 10 тысяч, а для кого-то 5 – 10 тысяч – это «удовлетворительное житье», а 0,1 процент респондентов вообще считают, что «жить удовлетворительно» можно только имея от 300 до 500 тысяч рублей в месяц на члена семьи.

В чем же сходство и различие городской и сельской бедности?
По материалам выборочного обследования домашних хозяйств различия между городской и сельской бедностью весьма значительные.
В качестве границы бедности как для сельского, так и для городского населения используется одна и та же величина прожиточного минимума. Однако на селе на ведение личного подсобного хозяйства, или на благоустроенность дома (принести воды, расчистить от снега двор и т. д.) расходуются большие физические силы. Это тяжелый труд, который должен поддерживаться гораздо большими затратами на питание. А основа прожиточного минимума – это питание.
Согласно данным выборочного обследования домохозяйств доля бедного населения среди горожан (25,4 процента) гораздо ниже, чем среди сельских жителей (55,1 процента).
Более высокая степень концентрации бедных также сохраняется в сельской местности – 1,8 процента (в городской местности – 0,8 процента). Данный вывод остается справедливым и при переходе к более «жестким» критериям оценки бедных, позволяющим выделить самых бедных среди бедных. Доля населения с уровнем доходов в 2 и более раз ниже прожиточного минимума также оказалась на селе – 21,8 процента (в городской местности – 3,8 процента).
Основным индикатором уровня жизни населения являются все его доходы (располагаемые ресурсы). Как уже отмечалось, при оценке материального положения по располагаемым ресурсам показатели бедности заметно ниже, чем по величине денежных доходов. В 2006 году располагаемые ресурсы превышали денежные доходы малоимущих домохозяйств в городской местности – на 3,5 процента, в сельской местности – на 23,9 процента. Для городских и сельских домохозяйств характерна разница между величинами располагаемых ресурсов, формирующихся за счет разных источников: натуральных поступлений продуктов питания, займов, использования сбережений, льгот и пособий, а также по сумме произведенных денежных расходов.
Вклад займов, сбережений, льгот в формирование располагаемых ресурсов как для городского, так и для сельского малоимущего населения не превышает 2-х процентов и не играет большой роли. Наиболее же весомый вклад вносит стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Ресурсы потребления малоимущего населения в сельской местности на 19,1 процента зависят от результатов труда в личном подсобном хозяйстве. Но ведение личных подсобных хозяйств селян от бедности не спасает, так как они малопродуктивны и низкотоварны. Личное подсобное хозяйство, как источник дохода, используют далеко не все семьи и только там, где есть доступ к производственным ресурсам и возможности сбыта.
Покупательная способность денежных доходов отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднедушевых денежных доходов населения.
Следует отметить, что уровень покупательной способности малоимущих домохозяйств очень низок как для городского населения, так и для сельского.
Но и между ними - дифференциация в пользу городских малоимущих семей.
Материалы выборочного обследования населения подтверждают, что бедность меньше распространена в городской местности. При этом в городе выше вероятность мобильности, т.е. перехода из состояния бедности в состояние не бедности.
В отличие от городских жителей сельское население имеет крайне ограниченные возможности при поиске не только приработка, но и основного места работы, обеспеченного реальной, выплачиваемой зарплатой.
Низкий уровень доходов сельских жителей ограничивает их доступ к здравоохранению и образованию. А плохое транспортное обслуживание (в некоторые сельские населенные пункты автобусные маршруты вообще отменены) снижает возможность населения компенсировать ухудшение социальных услуг в месте проживания аналогичными услугами в городе.

То обстоятельство, что уровень бедности населения области остается достаточно высоким свидетельствует об остроте проблемы и решить проблему бедности семей только за счет изменения размеров или условий предоставления помощи невозможно. Превращение бедности как городского, так и сельского населения в общенациональную проблему повлек за собой экономический спад. Он обусловил резкое снижение доходной части государственного бюджета и отказ государства от ряда социальных гарантий: обеспечения полной занятости трудоспособных, всеобщей доступности образования и здравоохранения. Изменилась структура бедных слоев населения возникла категория «новых бедных» - трудоспособных, которые готовы работать, но не могут заработать достаточное количество средств для содержания семьи.
Подавляющее большинство бедных пока что имеют свое жилье, доставшееся им еще с советских времен, в квартирах есть свет, водопровод, отопление, книги на полках. Все это «держит» человека на весьма высоком уровне. Однако это имеет свою степень износа
Для достижения приемлемого уровня жизни населения необходимо изменение величины оплаты труда, принятие мер по снижению безработицы, наличие благоприятного инвестиционного климата.
В то же время, далеко не все население, как городское, так и сельское способно на активность, предприимчивость, инициативу, уверены в собственных силах, могут адаптироваться в рыночных отношениях. Значительная часть занимает пассивную позицию, полагая, что государство обязано обеспечивать работой всех трудоспособных граждан и поддерживать определенный уровень благосостояния населения.



Зам. руководителя территориального органа
Федеральной службы государственной статистики
по Самарской области
Рыжов М.Ю.


Исполнитель: нач. отдела сбора и обработки
статинформации по обследованиям населения
Герц О.П.
Тел: 263-89-86

04/30/2007

 
для печати
Rambler's Top100 SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов