Мультипликативный эффект: понятие, виды

Все мы со школы знаем, что 2 + 2 = 4. Но всегда ли так? И здесь мы сталкиваемся с таким понятием, как эффект мультипликатора. Это экономический термин, который показывает, как изменяются эндогенные переменные в ответ на изменения в производительности. Концепция предполагает, что увеличение X на 1% приводит к увеличению Y, например, на 2 %.

мультипликативный эффект

Понятие

Эффект мультипликатора — это концепция, которая чаще всего связана с тем, как инвестирование в экономику (например, увеличение государственных закупок) приводит к гораздо большему, чем можно было бы ожидать, увеличению занятости и производства товаров и услуг. Посмотрим, как это работает:

  1. Есть вложения в народное хозяйство. Например, государство решает увеличить объем покупок.
  2. Инвестирование приводит к увеличению совокупного спроса на товары и услуги.
  3. Это позволяет компаниям более полно использовать производственные мощности и нанимать больше рабочих.
  4. Занятость среди трудоспособного населения в стране растет, у людей больше денег.
  5. Совокупный спрос на товары и услуги растет.

Компании могут нанимать еще больше рабочих, загружая производственные мощности.

среднегодовой темп роста

Расчет

Есть несколько типов множителей. Самый известный — налоговый. Отдельно выделяется мультипликативный эффект в монетарной политике и кейнсианской моделях. Об этом говорят, когда увеличение одних показателей приводит к значительно большему увеличению, чем других. Расчет мультипликативного эффекта всегда связан с поиском соотношения этих изменений. Например, государство увеличило закупки на 1 млрд евро. Вначале совокупный спрос, как мы уже говорили, также увеличится на эту цифру. Но в итоге вырастет, скажем, на 2 млрд евро. В этом случае множитель будет 2.

Введем следующие обозначения:

  • Y — изменение реального ВВП по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • J — объем дальнейших финансовых вливаний в экономику.
  • M — множитель.

Мы можем брать первые два показателя в денежном или процентном выражении. Следовательно, M = Y: J.

Что касается мультипликативных эффектов, мы уже говорили, что этот показатель различается в фискальной, монетарной и кейнсианской моделях. Формулы тоже разные, хотя сама суть остается прежней. Он равен частному 1, деленному на способность сбережения маржи. Формула позволяет понять, как увеличение денежной массы повлияет на экономику.

Пример

Подумайте, как снижение налогов влияет на экономику:

  1. Экономика развивается, среднегодовые темпы роста положительные, и здесь государство решает ввести НДС на уровне 15% (так как раньше он был выше). Никаких дополнительных вложений в экономику нет.
  2. Располагаемый доход потребителей растет.
  3. У людей появляется возможность покупать больше товаров, в том числе дорогих.
  4. Фирмы увеличивают производство за счет роста совокупного спроса, для чего они нанимают новых работников.
  5. В результате у нас увеличивается занятость, а это значит, что люди смогут покупать еще больше товаров и услуг.

валовой продукт

Денежный мультипликативный эффект

В монетарной макроэкономике изучается влияние денежной массы на общую экономическую ситуацию. Если увеличение денежной базы на 1 доллар приводит к увеличению предложения средств на 10, то мультипликатор равен 10. Монетаристы считают, что невозможно повлиять на среднегодовые темпы роста за счет государственных закупок, что должно расширять спрос совокупный. По их словам, увеличение располагаемых доходов граждан приводит к тому, что проценты по кредитам становятся выше. А это означает снижение инвестиций со стороны бизнес-сектора, что нивелирует ожидаемый мультипликативный эффект.

Монетаристы настаивают на необходимости увеличения количества денег в обращении. Федеральная резервная система США делает это, изменяя норму резервирования для коммерческих банков. Допустим, это 20%. Это означает, что на каждые 100 долларов в резерве должно оставаться 20 долларов. Банк может одолжить оставшиеся деньги кому-нибудь еще. Последний также может их занять, предварительно положив 20% от суммы на свой резервный счет. Это происходит несколько раз, что, по мнению монетаристов, запускает экономику.

расчет мультипликативного эффекта

В фискальной политике

Это самый распространенный тип множителя. Это легче всего понять. Это связано с действиями государства, направленными на увеличение совокупного спроса. Например, правительство может принять решение о снижении налогов. Это, как мы уже говорили, приведет к увеличению спроса на продукцию, что позволит компаниям более полно использовать производственные мощности. Государственные закупки — еще один инструмент налогово-бюджетной политики.

каковы мультипликативные эффекты

В моделях Кейнса и Хансена-Самуэльсона

Валовой продукт — это показатель эффективности экономики. Кейнсианские представители не согласны с монетаристами в неэффективности увеличения совокупного спроса с помощью инструментов налогово-бюджетной политики. Они считали, что во время рецессии в деловом секторе был значительный простаивающий капитал. Таким образом, повышение процентных ставок не оказывает такого негативного влияния на экономику. Кейнсианские модели обычно смотрят на то, насколько сдвигается кривая инвестиционных сбережений под влиянием изменений совокупного спроса. Модель Хансена-Самуэльсона идет еще дальше. Валовой продукт по-прежнему является показателем производства товаров и услуг. Однако Хансен и Самуэльсон изучают влияние не только инвестиций, но и бизнес-циклов. Они также вводят понятие ускорителя. Мультипликатором ученые называют превышение роста производства над ростом инвестиций. Акселератор характеризует увеличение инвестиций, связанных с расширением производства. Так можно передать цикличность экономики. Модель Хансена-Самуэльсона динамична и отражает развитие национальной экономики под влиянием рынка и государственной политики в течение определенного периода времени.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть